Эпопея
вазовских
двигателей
начиналась с
мотора 2101
рабочим
объемом 1200
кубических
сантиметров.
Позже
появились
моторы 1300, 1500 и 1600 "кубиков".
Для
модернизированной
"Нивы" ВАЗ-21213
был создан
двигатель
рабочим
объемом 1700 куб
см с
одноименным
индексом. Еще
позже из него
был "выжат"
уже 1800-кубовый
мотор 2130. Все
эти
двигатели
называют "классическими"
(так как они
предназначены
для "классики"),
отличает их
межцентровое
расстояние
цилиндров в 95
миллиметров.
Размерность
"классических"
двигателей
Двигатель
Рабочий
объем, куб
сантиметр
Диаметр
цилиндра, мм
Ход поршня, мм
2101 1200 76 66
21011, 2105 1300 79 66
2103 1500 76 80
2106 1600 79 80
21213 1700 82 80
21214 1700 82 80
2130 1800 82 84
Сегодня
меньшие, чем 1500
"кубиков"
моторы сняты
с
производства
как
маломощные.
На базе ("железе")
двигателя 21213
выпускается
21214 (на нем
вместо
карбюратора
установлен
агрегат
центрального
впрыска),
готовится к
производству
мотор 2123 (тоже 1700
куб см,
распределенный
впрыск,
гидротолкатели
и
гидронатяжитель
цепи).
Двигатель 1800
производится
только в ОПП (опытно-промышленное
производство)
и
устанавливается
на длинные "Нивы",
пикапы на их
базе и на
автомобиль 2120.
К "классическим"
моторам
относится и
дизель ВАЗ-341,
разработанный
на ВАЗе и в 1988
году
прошедший
государственные
приемочные
испытания в
составе
автомобиля
ВАЗ-21055. Ныне
этот
несколько
модернизированный
дизельный
мотор (рабочим
объемом не 1,45, а
1,52 литра)
выпускается
на
барнаульском
"Трансмаше".
Им сегодня
оснащают
мелкосерийный
дизельный
вариант "четверки"
ВАЗ-21045,
установка
мотора
производится
в СПАРе (подразделение
ДТР ВАЗа). А "БарнаулТрансмаш"
совместно с
ВАЗом
занимается
доводочными
работами по 1,8-литровому
дизелю ВАЗ-343. В
стадии
разработки √
турбо версии
1,52 и 1,8 литровых
дизельных
моторов (3411 и 3431).
Дизельную
тему
продолжают
французские
моторы Peugeot.
Именно таким
XUD-9L рабочим
объемом 1900 "кубиков"
на
производственно-техническом
предприятии
"Лада-Экспорт"
в
подмосковном
Чехове
комплектовались
"Нивы" с 1993 по 96
год. Сначала
дизельная
версия этой
машины
носила
индекс 2121Д,
затем 21215. Всего
было
выпущено
около 7 тысяч
дизельных
вездеходов,
которые
прямиком шли
на экспорт. А
с 1998 года такую
"Ниву" 21215-10 с
современным,
отвечающим
сегодняшним
нормам
токсичности,
дизелем Peugeot XUD-9SD
мелкими
сериями
выпускает
сборочный
конвейер. К
сожалению,
только на
экспорт.
В конце
семидесятых
годов
появился на
свет
односекционный
роторно-поршневой
двигатель
ВАЗ-311. В свое
время с ним
выпускался
автомобиль
ВАЗ-21018, который
затем
переродился
в ВАЗ-21059 и ВАЗ-21079.
Позже
появились
двухсекционные
РПД √ сначала 413,
затем 414 и 415,
выпускаемый
ныне. Сегодня
мелкими
сериями (около
полутора
сотен
автомобилей
в год)
выпускаются
роторные
версии "самар".
Их
отличительная
маркировка √
дополнительные
цифры "91" в
индексе.
Гамма
моторов для
переднеприводных
машин была
разработана
при создании
"восьмерки".
Эти из-за того,
что по
компоновочным
соображениям
установлены
поперек
моторного
отсека,
отличаются
от "классических"
меньшим
межцентровым
расстоянием
цилиндров.
Здесь оно
составляет 89
миллиметров.
Позже
появились
версии всех
моторов с
распределенным
впрыском,
которые
изначально
выпускались
только для
экспорта.
Сегодня
мотором 2111
комплектуются
различные
варианты "десяток"
и "самар".
Размерность
"переднеприводных"
двигателей
Двигатель
Рабочий
объем, куб
сантиметр
Диаметр
цилиндра, мм
Ход поршня, мм
21081 1100 76 60,6
2108 1300 76 71
21083, 2111 1500 82 71
21084* 1600 82 74,2
Примечание:* -
мотор
появился
много позже
трех первых,
выпускается
только в ОПП.
С выпуском "десятки"
были освоены
шестнадцатиклапанные
версии
двигателей
рабочим
объемом 1500 (ВАЗ-2112)
и 1600 (ВАЗ-21124)
кубических
сантиметров.
Моторами 2112
оснащаются
наиболее
быстроходные
версии
седана (ВАЗ-21103),
универсала (ВАЗ-21113)
и хэтчбэка 2112.
На "Самары"
заводом
шестнадцатиклапанные
двигатели не
устанавливаются
из-за больших
компоновочных
сложностей.
Двигатель 21124
выпускается,
как и 21084, только
в ОПП. В конце 1997
года начато
мелкосерийное
производство
и продажа ВАЗ-21106
√ "десятки" с
двухлитровым
опелевским
силовым
агрегатом "Opel
C20XE".
Рассматривается
вопрос о
замене этого
мотора в
ближайшее
время более
экономичным
исполнением
"Ecotec" или 1800-кубовым
вариантом.
Сергей Мишин
Инженер-испытатель
отдела
специальных
испытаний
ВАЗ