Изготовители
свечей
зажигания
гарантируют
их
бесперебойную
работу до 20-30
тыс. км
пробега.
Более
совершенные,
с
биметаллическими
электродами,
живут 40-60 тыс. км.
Еще
долговечнее
изделия с
тонким
центральным
электродом
из платины
или двумя
усиленными
платиной
электродами.
Эти работают
до 80-90 тыс. км!
Тогда почему
столько
жалоб на
преждевременные
отказы
свечей? И не
только
дешевеньких
наших,
которые и
заменить-то в
отечественных
агрегатах
пара
пустяков, а
дорогих
иномарочных,
для замены
которых на
иной машине
приходится
разобрать
чуть ли не
полмотора.
ПРИСАДКИ-ДИВЕРСАНТЫ
Для
увеличения
октанового
числа
бензина в
него
добавляют
антидетонаторы.
Самый
эффективный -
тетраэтилсви-нец
(ГЭС). Всего
два стакана
этиловой
жидкости - и
из тонны
бензина АИ-80
получается
тонна АИ-95. Но
как ни
заманчива
такая
рационализация,
соединения
свинца
исключительно
ядовиты (не
зря
этилированный
бензин
окрашен) -
производство
отравы
свернуто.
Кроме вреда
нашему
здоровью,
свинец
смертелен
для
каталитических
нейтрализаторов
современных
автомобилей.
Освободившуюся
нишу
заполнили
экологически
более чистые
добавки:
метил-трет-бутиловый
эфир (МТБЭ),
железосодержащие
присадки на
основе
химического
соединения,
называемого
ферроценом.
Последние
очень любимы
недобросовестными
(а подчас и
незаконными)
производителями
бензинов.
Эффективность
присадок
весьма
высока (до 60% от
ТЭС), они
недороги,
легко
растворяются
в бензине. И
все бы хорошо,
но
передозировка
лжелеза╗
вызывает
красный
налет на
изоляторах
электродов.
В погоне
за барышом
топливные
махинаторы
щедро лулучшают╗
низкооктановый
бензин. У
автомобилистов,
напоровшихся
на такое
зелье,
начинаются
проблемы.
Сначала
изолятор
центрального
электрода
приобретает
яркий
кирпичный
цвет. Позже он
темнеет до
бурого с
черными
включениями.
С этого
момента
вполне
исправный
двигатель
начинает
хандрить:
снижаются
разгонная
динамика и
максимальная
скорость
машины,
повышается
расход
топлива, так
как свечи
перестают
регулярно
воспламенять
горючую
смесь. В общем,
тут есть что
проверить.
ПРОВЕРИМ
лНА СЕБЕ╗!
Для теста
взяли
отечественные
свечи А17ДВРМ (производства
энгельсского
и уфимского
заводов) и
несколько
импортных - от
самых
именитых
производителей.
Исправность
каждой
проверили в
лаборатории (в
соответствии
с ОСТ 37.003.081-98). Все
изделия
легко
уложились в
нормы: чутко
реагировали
на импульсы
тока, выдавая
устойчивый
разряд, а
пробоев по
изолятору
центрального
электрода не
было и в
помине.
Тепловым
характеристикам
свечей (калильному
числу)
поверили,
положившись
на слово
производителей.
Теперь к
двигателю.
Перед нами
мотор ВАЗ-2106.
Состояние -
бодрячок.
Недавно
прошел
обкатку и
вполне готов
к работе на
динамометрическом
стенде
кафедры лАвтомобильные
и тракторные
двигатели╗
МГТУ лМАМИ╗.
Добавив к
бензину АИ-80
тройную дозу
лжелезной╗
присадки, лдовели╗
его до л92-го╗ (замесить
ллевый╗
бензин можно
в любой бочке
- была бы
присадка). На
первый
взгляд
получилось
отлично!
Двигатель
даже при
полных
нагрузках не
проявил и
малейшей
склонности к
детонации. Но
далеко ли
можно уехать
на таком
бензине?
Режим лезды╗
- в лгорку╗, на
максимуме
крутящего
момента (3000 об/мин,
дроссель
полностью
открыт). Свечи
А17ДВРМ
поначалу
работали без
сбоев. Но
через десять
часов
крутящий
момент
двигателя с 12
кгс-м сполз до
7-8. Избыток
присадки
вызвал бурый
налет на
изоляторе
центрального
электрода -
это
отложения
окиси железа
которые
провоцируют
утечку искры
по лржавому╗,
ставшему
токопроводным
изолятору (фото
1).
|
Избыток лжелезного╗
антидетонатора
уравнял и
дешевые, и
дорогие
свечи. По
черным
полоскам на
рыжем
изоляторе
искра
стекает на лмассу╗,
минуя
искровой
промежуток: а
- свечи А17ДВРМ
и RN9YС (СНАМРION); б
- свечи WR 7 DP PLATINUM (ВОSСН),
платиновый
электрод
так же
бессилен,
как и
стандартный;
в -
боковые
электроды WR 78
SUPER 4 (ВOSСН) не
затеняют
искру от
камеры
сгорания, но
между
электродами
ее нет. |
Может,
импортные
свечи
устойчивей
российских?
Пробуем
одну, обычную.
Продержалась
восемь часов.
Вторая, лплатиновая╗
- чуть меньше
десяти. А вот
и дорогой лпаук╗
-
четырехэлектродный.
Первые
признаки
недомогания
появились
через шесть
часов, а к
восьмому
сбои в работе
двигателя.
Очевидно,
дело не в лфирменности╗
свечей.
Передозировка
лжелезного╗
антидетонатора
одинаково
убийственна
и для дешевой,
и для дорогой
свечи!
ЧЕРНАЯ
КОШКА В
ТЕМНОЙ
КОМНАТЕ
Попытались
проследить
утечки искры
в барокамере.
Результат
озадачил: все
свечи, остыв,
показали
соответствие
требованиям
ОСТа и, что
еще
интереснее,
отсутствие
пробоев по
рыжему!
изолятору!
Странно!
Снова
ввертываем
их в
двигатель и
выводим его
на
номинальную
мощность (5400 об/мин).
Сбои
возобновились,
только на
этот раз
время
приемлемой
работы
сократилось
в среднем : до
четырех
часов. Теперь
свечи
осматривали
горячими - и
каверза
нашлась. На
рыжих
изоляторах
появились
черные
полоски.
Ларчик
открылся
просто: чем
выше
температура
в цилиндрах (читай,
нагрузка на
двигатель),
тем быстрее лржавая╗
окись
восстанавливалась
в чистое
железо, то
есть в
отличный
проводник.
Быстро
перебрасываем
отказавшие
свечи из
двигателя в
барокамеру.
Уже при
небольших
избыточных
давлениях (4-6
кгс/см2)
искровой
разряд, минуя
электроды,
скользил к
корпусу
свечи по
черной
полоске на
изоляторе.
Однако через
5-10 минут лотдыха╗
при
выключенном
двигателе
дорожка-проводник
окислялась,
исчезала и
работоспособность
свечи
восстанавливалась.
Словно лплавающий╗
дефект.
КАКИЕ
ВЫВОДЫ?
Так как
самостоятельно
определить,
сколько
присадок
вбухали в
бензин, вы не
в силах,
остается
выбирать лправильные╗
заправки и
возить
запасные
свечи. И,
наконец,
самое
любопытное.
Если
автомобиль
может
работать без
детонации на
л92-м╗ бензине,
остерегаитесь
лить в него л95-й╗.
В нем лжелезных╗
присадок
может
оказаться
вдвое больше.
А уж для
отечественной
техники это
справедливо
вдвойне.
Угробить ее л92-м╗
бензином
куда сложнее,
чем л95-м╗. Так-то.
Александр
Лебедев - "ЗА
РУЛЕМ" - 12/2003
 |
Даже при
передозировке
ферроцена
комбинированные
свечи
вполне
работоспособны:
а - EYQUEM RFC 58 LS 3 (VALIO,
Франция):
искра
скользит по
поверхности
изолятора (0,6
мм),
преодолевая
воздушный
промежуток
всего в 0,5 мм; б
-
экспериментальная
свеча
Райкова из
НАМИ с двумя
электродами
массы -
стандартным
и боковым.
Искра сама
выбирает
путь в
зависимости
от нагрузки
мотора или
проводимости
изолятора -
по линии
наименьшего
сопротивления
пробою.
|